|
|
Реклама
в Интернет * Все
Кулички
7 сентября 2012 года.
Пол Морис: "Мой труд оплачивается очень хорошо" // чемпионат.сом
Автор: Игорь Рабинер
Игорь Рабинер специально для "Чемпионат.сom" выяснил, как
финалисту Кубка Стэнли Полу Морису удалось возглавить клуб НХЛ в 28 лет
и каково ему живётся в России.
…Полтора дня спустя он завоюет свой первый трофей в России,
выиграв мемориал Ивана Ромазана. А пока после утренней раскатки мы с Морисом
(кстати, ударение в его фамилии надо ставить на второй слог), пришедшим
без привычных по тренерской скамейке очков, более чем на час
располагаемся в конференц-зале "Арены-Металлург". И беседу я начинаю с
впечатлений предыдущего вечера. "ДО РОССИИ НИКОГДА НЕ СИДЕЛ НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯХ РЯДОМ С ТРЕНЕРОМ СОПЕРНИКА" —
Вы набрали вистов среди магнитогорских журналистов после шутки в адрес
телеоператора, у которого зазвонил мобильник: мол, на первый раз –
штраф
50 долларов, при рецидиве будет серьёзнее. Юмор в цене в любой точке
земного шара! — Спасибо (улыбается). На самом деле это так необычно… — Что – за океаном отношение репортеров к тренеру совсем не зависит от его чувства юмора?
— Нет, имею в виду иное. Я знал, что увижу массу необычных для себя
вещей, отличающихся от того, что есть в Северной Америке.
Пресс-конференции – одна из них. Никогда в жизни не сидел бок о бок с
тренером команды-соперницы и не отвечал на вопросы в его присутствии!
До
сих пор не знаю, как к этому относиться. Просто какие-то странные
ощущения… Впрочем, думаю, привыкну. — И часто вы уже испытывали в России культурный шок?
— В первый месяц постоянно ловил себя на чувстве — ну всё другое!
Архитектура, стиль одежды, еда… Но проходит этот месяц – и ты вдруг,
привыкнув, осознаешь, насколько многие вещи схожи. Люди – они и есть
люди. Хоккеисты – они и есть хоккеисты. И у шайбы тот же размер. — У шайбы – да, а вот у площадок – не вполне.
— С одной стороны, у меня нет опыта работы и жизни в Европе. В то же
время первые два сезона в "Каролине" — после переезда клуба из
Хартфорда
— у нас не было тренировочного катка энхаэловского типа, и мы
занимались на площадке олимпийского размера. Но полноценным опытом это
назвать нельзя, и в первый момент в Магнитогорске мне показалось, что
хоккей на таком льду совсем другой. Однако, опять же, прошел этот месяц
–
и, как и в житейском плане, я пришел к убеждению, что главные принципы
игры все равно те же! Команда, которая выигрывает большинство
единоборств и яростнее бьется за шайбу, чаще всего побеждает – этот
закон действует на площадке любого размера. —
Что для вас в жизни стало более серьезным вызовом – отправиться в
Россию или возглавить клуб НХЛ в возрасте 28 лет вообще без опыта игры
в лучшей лиге мира?
— Безусловно, второе! К переезду в Россию я был готов. Мне уже далеко
не 28, за плечами серьёзный тренерский опыт. Разумеется, не собираюсь
говорить, что это легко, ничего подобного. Да, каждый день здесь я
узнаю
что-то новое – но нельзя сказать, что от этого у меня идёт кругом
голова, и я не знаю, что делать. А в 28 я попросту не был готов к
работе
в НХЛ! — Как это вообще получилось? Никто тогда, помнится, не мог в это поверить.
— А я меньше всех. У меня перед тем было пару успешных сезонов в
главных юниорских лигах Канады. По странному стечению обстоятельств
босс
моей юниорской команды, мистер Карманос, являлся также и хозяином
"Хартфорд Уэйлерз". Однажды он предложил мне стать ассистентом главного
тренера "китобоев". Признаться честно, я не чувствовал, что готов даже
к
этой роли в НХЛ.
А когда некоторое время спустя был уволен главный тренер, я ни секунды
не сомневался, что в ближайшие дни будет назначен новый опытный
специалист. И вдруг…
Три раза мне предлагали – три раза я отказывался. Ибо отлично знал, что
не готов. Но в конце концов человек, которого я заменил – Пол Холмгрен,
ныне являющийся генеральным менеджером "Филадельфии Флайерз", — сказал
мне: "Неизвестно, когда ты получишь следующий такой шанс. Мест в НХЛ
очень мало, кандидатов на них – очень много. Решайся!". И я бросился в
этот омут. "В 28 ЛЕТ Я СТАЛ ТРЕНЕРОМ КОФФИ И МАККРИММОНА" — Как вы ставили себя перед такими акулами, знаменитыми ветеранами НХЛ, как Гэри Робертс, Рон Фрэнсис? — Там были не только они. Ещё Пол Коффи, например. И Брэд Маккриммон (погибший в прошлом году в авиакатастрофе в Ярославле главный тренер "Локомотива". — Прим. "Чемпионат.сom") тоже был в той. Я тренировал Брэда! — Невероятно.
— Мне надо быть аккуратнее с формулировками. Не уверен, что я его
тренировал. Скорее, так – он был в моей команде. Ведь когда Маккриммон
проводил свой первый сезон в НХЛ, я учился в седьмом классе средней
школы…
Так вот, с ветеранами оказалось работать легче всего! Маккриммон,
Фрэнсис, Коффи – у меня хватало ума понять, что тех, кто был старше
меня, ничему учить не надо. Я сразу увидел, как эти люди относятся к
своему организму и готовят себя к играм. Единственное, что им было
нужно, – чёткие правила, установки, которым нужно следовать. Их игру не
было нужды менять, развивать какие-то качества – это ты должен делать с
детьми или молодыми парнями. Сложнее было с теми, кто моложе. Видишь
проблемы, пытаешься их как-то решить – а они сопротивляются.
— Через какие-нибудь знаменитые энхаэловские шуточки вроде
намазывания коньков изнутри зубной пастой вам как молодому тренеру
пройти пришлось? — Нет. Максимум, что было – карикатура в
хартфордской газете. На ней – скамейка со всеми этими седеющими,
лысыми,
беззубыми мужиками. И полицейский, вытаскивающий за шкирку испуганного
мальчика из этого вертепа. А они ему говорят: "Эй, офицер, это наш
тренер!" Ещё во время какого-то шоу на ESPN после игры кто-то сказал:
"Пол Морис
был недоступен для комментариев, поскольку школьники в это время уже
спят". В общем, шуток про мой возраст хватало – это было что-то
новенькое для НХЛ, как не воспользоваться? "ПЕРВЫЙ РАЗ ЗА 40 ЛЕТ ВЫЕХАЛ НА РЫБАЛКУ С ОТЦОМ – И ТУТ ЗВОНОК ИЗ РОССИИ" —
Когда два года назад вы приезжали во главе "Каролины" на предсезонный
матч с питерским СКА, могли себе представить, что когда-нибудь будете
здесь тренировать?
— То был мой первый приезд в Россию вообще. С одной стороны, это
интриговало. С другой — оставалась всего неделя до открытия сезона вНХЛ
,
и я уже был целиком сконцентрирован на этом. К тому же у нас не было
даже возможности толком оглядеться. Да, я чуть-чуть прогулялся вокруг
отеля, но чтобы получить настоящее удовольствие, нужно располагать куда
большим временем. Поэтому в тот момент никаких особенных чувств не
испытал.
А вот момент, когда мне впервые позвонили на предмет работы в России,
не забуду никогда. Потому что впервые лет за 35-40, то есть с поры,
когда я был ребёнком, мы с отцом выбрались на рыбалку. Он приехал ко
мне в Каролину, я снял лодку, мы поплыли… И вот в это время раздаётся
телефонный звонок о том, что команда в России интересуется моей
персоной!
Я тут же рассказал об этом отцу, и тот отреагировал: "А знаешь, это
интересно!" Вообще, заметил: чем ближе люди ко мне, тем с большим
энтузиазмом они воспринимали эту идею. Говорили: "Послушай, это же
невероятный жизненный и профессиональный опыт!" Просто знакомые
начинали
охать: "Боже мой, зачем тебе уезжать так далеко. Вспоминали трагедию с
самолётом в Ярославле…"
Я вначале решил посмотреть на всё своими глазами. И получил большое
удовольствие от визита в Магнитогорск,
в частности от разговора с мистером Рашниковым. И он, и мистер Величкин
приняли меня замечательно. Помню свою мысль, когда уезжал: а ведь это
фантастический шанс с профессиональной точки зрения. Ты всю жизнь
тренировал в НХЛ
,
работал и в других североамериканских лигах. А вот попробуй реализовать
свои идеи здесь, где есть, в частности, языковой барьер! Это самый
большой вызов. Нужно искать какие-то другие пути, чтобы тебя до конца
понимали…
После возвращения домой возникли варианты с другими командами, но идея
с Россией ни на секунду не выходила у меня из головы,
будоражила сознание. Я знал, что мне будет нужен тренер по
физподготовке, ещё один ассистент. И вот однажды мы поужинали с Томом
Баррассо (легендарным вратарём "Питтсбурга" и других клубов, ныне одним из тренеров "Магнитки". — Прим. "Чемпионат.com") я спросил его: "Хочешь поехать со мной в Россию?" Он ответил: "Без вопросов!"
Это был один из решающих моментов. Потому что Том, которого я
тренировал и с которым работал в штабе "Каролины", был, можно сказать,
недостающим фрагментом всей конструкции. Давал мне то, чего не хватало.
Я
понимал, что этот сезон в России будет незабываемым. Что я стану
пропускать каждый его день через каждую клетку своего организма. Да,
буду очень скучать по жене и детям. Но по крайней мере в лице Баррассо
рядом будет человек, с которым я в полной мере смогу делиться своим
опытом и переживаниями. Для меня это было очень важно. "КОГДА СКЛОНЯЛСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ НЕ ЕХАТЬ, ДОЧЬ СКАЗАЛА: "Я ОЧЕНЬ РАЗОЧАРОВАНА" — Семья, кстати, будет вас навещать?
— Думаю, что это может произойти на католическое Рождество. Моя младшая
дочка сменила пять школ за последние шесть лет – это какое-то
сумасшествие! Двое старших детей учатся соответственно в десятом и
девятом классах. Выдёргивать их посреди учебного года, чтобы они
пропускали пять дней учёбы, неправильно. А вот Рождество – идеальный
вариант.
Они уже приезжали ко мне в Германию на сборы "Металлурга". Первый раз
оказались в Европе и получили огромное удовольствие! Для детей это был
чудесный жизненный опыт. Может быть, во время пауз в чемпионате найдём
способ ненадолго повидаться с женой. Но со всей семьёй – скорее всего,
только на Рождество.
— Реакция жены и детей на возможный переезд в Россию тоже была позитивной? —
Я спрашивал каждого из детей по отдельности, как, на их взгляд, должен
поступить. И услышал совершенно разные ответы. Но они все были
положительными! Был момент, когда мне нужно было принимать решение в
течение одного вечера, и это было ещё до того, как мы поговорили с
Томом. Я сказал старшей дочке: "Чего-то во всём этом недостаёт.
Пожалуй,
я не поеду". Она посмотрела на меня, нахмурилась и сказала: "Я очень
разочарована". Может, конечно, их больше всего привлекала возможность
съездить в Европу – о сборах в Германии дети уже знали… А вообще, семья
поддерживает меня в любых начинаниях. —
Знаю, что ваш брат приезжал в Советский Союз более четверти века назад
и был очень впечатлён, взахлёб читал русскую классику. Он-то наверняка
был рад, узнав, что вы сюда едете? — А как же! И добавил,
что они с женой приедут ко мне в гости. Он был здесь в 1984 году…
Напомните мне, когда Санкт-Петербург вернул своё нынешнее название? И
как назывался раньше – Петроград? — Нет, Ленинград. А вернул сразу после развала СССР, в самом начале 90-х.
— Да, значит, брат, хирург по профессии, был ещё в Ленинграде. А также
в
Москве и Киеве, проведя там в общей сложности три недели. И
действительно, впечатлений у него было море. Конечно, мне было приятно,
когда мой старший брат, услышав от меня по телефону о предложении
из России, воскликнул: "Это класс! Я обязательно тебя навещу!"
Такая
реакция тоже ведь на тебя влияет. Это как раз к разговору об отношении
самых близких людей к предложению из Магнитогорска. — А можете объяснить, отчего его понесло в Россию и на Украину в глубокие советские времена?
— В старших классах мы учились в школе "Бизантин", и там
организовывалась такая поездка в Советский Союз. Он чокнутый, поэтому
таким шансом не мог не воспользоваться (смеётся)!
В хорошем смысле чокнутый, конечно. То есть если у него на горизонте
появляется какая-то волнующая перспектива, он не успокоится, пока её не
реализует. —
В советские времена, только более ранние, прошла и легендарная Суперсерия 1972 года. В вашей детской памяти она как-то осталась?
— Мне было тогда пять лет, я пошёл в начальную школу. Но, представьте,
осталась! Кстати, тут можно увидеть сходство между Канадой и Россией –
в
страсти обеих этих стран к хоккею. Я здесь это очень чувствую… Конечно, в пять лет ты мало чему отдаёшь полный отчёт. Но когда
прерываются уроки, вся огромная школа собирается в физкультурном зале и
в
полном составе смотрит матчи – это запоминается. Даже совсем маленьким
ты понимаешь: хоккей – это что-то очень-очень серьезное. Для Канады
было
очень важно, что ту серию она в конце концов выиграла. Но не менее
важно было то, что она почувствовала наличие равного конкурента. Это
помогло нашему хоккею кое-что для себя переосмыслить и пойти дальше.
Я активно играл вплоть до 21 года. И всё это время мы постоянно
обсуждали русские методики тренировок! Почему они лучше
взаимодействуют,
почему они быстрее, почему их физическая форма оптимальнее. И те же
тренировки на земле, бег – они в Канаде прижились именно после того,
как
мои соотечественники подглядели это у русских. Прежде об этом не было и
речи. — Всякий канадец помнит, где он находился во время решающего гола Пола Хендерсона…
— Не забывайте, что мне в ту пору было пять лет! Чтобы чётко помнить
такие вещи, надо всё-таки находиться в сознательном возрасте. Зато я
прекрасно помню, где был в тот момент зимней Олимпиады 1980 года в
Лейк-Плэсиде, когда сборная США по хоккею осуществила своё "чудо на
льду" и выиграла золотые медали. — Но ведь вы канадец, а не американец.
— Я жил в приграничном городе. И как раз был в ледовом дворце на
американской территории. Происходило то же самое, что в моей школе 1972
года – абсолютно все телевизоры в здании транслировали игру. И та
победа
ознаменовала коренной переворот в отношении американцев к хоккею. Хотя
канадцам, соглашусь с вами, до неё не было никакого дела. — Бьюсь об заклад, что и фильм "Чудо" с Куртом Расселлом в роли Херба Брукса о том триумфе вы тоже смотрели. — Разумеется. Штаты – не такой заманчивый рынок для хоккейных фильмов, но это кино видели очень многие.
"ПЕРСПЕКТИВА ЛОКАУТА БЫЛА НИ ПРИ ЧЕМ" —
Ходило много разговоров об интересе к вам со стороны "Вашингтон
Кэпиталз". Далеко ли зашли ваши переговоры с клубом Александра Овечкина?
— Была группа тренеров, с каждым из которых генеральный менеджер
"Вашингтона" встречался. Я был одним из них. Если ты не получил работу,
то никогда не знаешь, насколько близок к этому был. По каким-то
причинам
не "срослось". Факт, что я здесь, в Магнитогорске. — Из-за переговоров с "Кэпиталз" вы и размышляли несколько дольше, чем ожидали руководители "Магнитки"? — Вся проблема была в том, что КХЛ стартует значительно раньше НХЛ
– соответственно и определяться российским руководителям клубов надо
раньше. Что касается паузы, то для меня не было сомнений, смогу ли я
работать здесь. Сомнения были в том, имеет ли это смысл для моей семьи.
Но сама же семья эти сомнения и развеяла. — Не верю, что психологически легко пойти на переезд за океан после более чем тысячи матчей во главе команд НХЛ. (Морис стал самым молодым тренером в истории лиги, достигшим этой планки. — Прим. "Чемпионат.com").
— Вы правы. Перемены в моей жизни вправду огромны. Но на самом деле
это… главная причина, почему я принял предложение "Металлурга". Ведь
это
что-то такое, чего я не делал никогда прежде! Ты не идёшь привычной
тропой, резко с неё сворачиваешь – и с волнением ждёшь, что будет
дальше. Если уж решаться на перемены, то именно такие крутые. Я не ищу
лёгких путей. Мне нужен настоящий, серьёзнейший вызов. И вот я его
получил. — Повлияла ли на ваше решение большая вероятность локаута в НХЛ?
— Нет. Вообще не повлияла. Потому что никогда не знаешь заранее, что
произойдёт на переговорах лиги с ассоциацией игроков. Определился я в
мае, а тогда никто не ведал, что к локауту всё подойдёт так
близко. И до сих пор не уверен, что он будет! Газеты, конечно,
читаю, но
далеко не всегда в прессу просачивается то, что происходит в
действительности. — Но у вас есть какие-то ощущения? — У меня нет ответа. Но буду удивлён, если локаут продлится долго. Мне кажется, обеим сторонам хочется найти общий язык. — Ожидаете в связи с локаутом, что вам доведётся потренировать Евгения Малкина?
— Опять же: не знаю. Мне доводилось тренировать команды, которые
выходили на лед против него. Что он творил! Нет, конечно, весь
"Питтсбург" в сезоне-2008/09 был потрясающей командой, "убившей" нас в
финале Восточной конференции – 4:0. Но именно Малкин был абсолютно
неудержимым. Не могу забыть гол-"спинораму", который он забил нам в
Каролине, в третьем матче серии, развернувшись на 360 градусов. Уф-ф! — Вы с ним лично знакомы? — Нет. — Поговаривают о возможных матчах звёзд КХЛ против звёзд НХЛ во время локаута. Вы поддерживаете такую идею? — Любой выход КХЛ
на мировую арену пойдёт молодой лиге только на пользу. И не только ей.
Это будет хорошо для всего хоккея, поскольку поможет ещё больше
привлечь
детей к нашему виду спорта. Ведь к телевизорам по обе стороны океана
приникнут все! — Ваш прогноз: в новом коллективном соглашении НХЛ и НХЛПА будет прописано разрешение игрокам участвовать в Олимпиадах? — Этого никто не знает. Буду честен с вами: для тренеров клубов НХЛ
сложно смириться с тем, что посреди сезона наступает пауза, несколько
твоих сильнейших игроков летят через океан, играют на топ-уровне и
возвращаются к тебе уставшими до смерти. Любой тренер, как и здесь,
испытывает громадное давление – ты должен выигрывать каждый вечер. И
ему
трудно принять то, что после Олимпиады его лидеры долго приходят в
себя. Но,
тем не менее, я сторонник участия энхаэловцев в Играх. Это очень
нужно мировому хоккею – по той причине, что я озвучил чуть выше.
Ценность олимпийских турниров огромна! Хоккею надо расти, чтобы стать
важнейшим видом спорта не только в Канаде и еще нескольких странах. А
для этого его должны видеть все. Не каждый может сходить на аренуНХЛ и
увидеть матч вживую – тогда как за Играми наблюдает весь свет.
"Я РОДОМ ИЗ ТАКОГО ЖЕ "СТАЛЬНОГО" ГОРОДА, КАК МАГНИТОГОРСК" —
Тот факт, что лучший игрок мира родился и вырос именно в Магнитогорске,
был одной из побочных причин вашего согласия приехать сюда? —
Во всяком случае, когда меня спрашивали, что я знаю о Магнитогорске,
отвечал: "Евгений Малкин из этого города". И Николай Кулемин тоже. То
есть название было мне известно. Как и то, что это "стальной" город, в
котором расположен металлургический завод. Я сам рос в аналогичном
месте
в Канаде. Когда я первый раз сюда приехал, то первое впечатление было:
"Это же похоже на мой родной Су-Сент-Мари!" И зимы у нас тоже были
очень
холодны, минус 30 для меня не были чем-то особенным. Конечно, с тех пор
прошло немало времени, и я от морозов несколько отвык. Но вновь
привыкнуть будет несложно.
Во времена, когда я рос, там был третий по величине сталелитейный завод
в Канаде. Сейчас он стал поменьше, хотя и прежде, конечно, его
невозможно было сравнить по размаху с магнитогорским. Но в любом случае
для меня жить в "стальном" городе – привычное дело. — На самом металлургическом комбинате уже успели побывать?
— Да, я был там на прошлой неделе – и собираюсь на следующей. До сих
пор помню, как в детстве два или три раза ходил на наш завод, и мне
было
очень интересно. — Вопрос экологии вас не тревожит?
— Нет, абсолютно. Опять же прекрасно помню своё детство. Видел, как
отходы с завода сбрасывались прямо в реку, и горизонт постоянно был
заволочен дымом. Здесь нет ничего подобного.
— Магнитогорск – город стерильно хоккейный, здесь нет ни
одной команды высших дивизионов по другим видам спорта. И возможностей
"тусоваться", оставшись незамеченным, тоже нет… — Зато у нас есть база (это слово Морис произнёс по-русски. – Прим. Чемпионат.com")
Все могут находиться на ней столько, сколько захотят! И я тоже живу на
базе. Для меня это тоже что-то новое. Мне сказали: "Поживи сначала на
базе, а мы тебе через пару недель подберём квартиру". Но мне здесь так
понравилось, что я вскоре сказал: "Не надо ничего искать, буду жить
здесь весь сезон".
Тут есть кухня и вообще всё необходимое. Кто-то приходит каждый день в
мою комнату и приводит её в порядок. Не знаю, кто именно делает это, но
всякий раз, когда возвращаюсь, она чиста. Классно! И расположена в трёх
с половиной милях от арены. Некоторые дни я предпочитаю прогуливаться
туда пешком. Это тоже даёт заряд бодрости. — У вас есть планы "закрывать" команду на базе, когда у неё будет что-то не получаться?
— Игроки смогут приезжать сюда, допустим, днём перед вечерними играми.
Здесь тихо и спокойно, можно поспать, сконцентрироваться на несколько
часов перед игрой. А насчёт того, чтобы собираться за день до матча…
Посмотрим. — Российские тренеры в прежние времена и на два-три дня, а то и на неделю игроков от семей отлучали.
— Чтобы они начали думать об игре как можно раньше? Я предпочитаю,
чтобы хоккеисты вкладывали себя целиком в саму игру, а не накануне неё.
А
обычные дни проводили вместе со своими родными. "ОДНОЛЕТНИЙ КОНТРАКТ БЫЛ ЛУЧШИМ ВЫХОДОМ" —
Вы первый североамериканский тренер в России, который добирался и до
финала, и до полуфинала Кубка Стэнли. Рассматриваете ли своё появление
здесь как определённую миссию – "раскрутить" заокеанский тренерский
рынок в России? А то одних финнов сейчас вКХЛ работает пятеро –
примерно столько же, сколько специалистов из Канады и США за всё время.
— Полагаю, на мне лежит ответственность – в том числе и чтобы быть
открытым, разъяснять свою философию, делиться идеями. Да, мне хотелось
бы, чтобы вы увидели больше тренеров из Северной Америки. Том Роу, с
которым я и Том Баррассо работали в "Каролине", возглавил "Локомотив".
Помню, Роу набрал мой номер где-то за месяц до того, как принять
предложение. Это было ещё даже до того, как мне первый раз позвонили по
поводу "Металлурга"… Понимаете, что сейчас происходит в НХЛ–
престиж тренерской профессии резко поднялся, в неё тянутся всё больше и
больше людей, в частности, бывших игроков-энхаэловцев. Отсюда огромная
конкуренция. А тренировать, убеждён, нужно постоянно! Это раньше
специалисты с именами в момент увольнения могли быть спокойны: мол,
никуда не денутся, все равно кто-нибудь придет и предложит. А как не
предложить работу, условно говоря, тому же Кену Хичкоку, обладателю
Кубка Стэнли?
Но сейчас сидеть и ждать нельзя – может затянуться надолго. Все это
понимают. И если в первые пару месяцев сезона у нашего штаба и у Роу
дела заладятся, то не удивлюсь, если вскоре в России появятся и другие.
Обладатели Кубка Стэнли Марк Кроуфорд, Боб Хартли изъявили желание
работать в Европе. Поглядим. Очень важно, что каждый из нас
понимает: есть масса вещей, которым мы здесь сами можем научиться. Не
нужно думать, что мы приезжаем только для того, чтобы учить российских
хоккеистов! Это во многом другая игра, и тысячу раз от всех своих
знакомых я слышал это слово: "different". Другая! Безусловно, я пытаюсь
донести до игроков свою философию – но в то же время познаю и сам.
Чтобы
с точки зрения знаний, понимания хоккея увезти отсюда больше, чем
привёз. — Вы подписали однолетний контракт или по схеме "1+1"?
— Однолетний. Большее на данном этапе не имело смысла ни для одной из
сторон. Для меня приезд в Россию – абсолютно новый опыт, равно как и
для
господ Величкина и Рашникова. Если они не будут довольны мною после
окончания сезона, я не хочу, чтобы они должны были платить мне
компенсацию за второй сезон. С другой стороны, если я не буду доволен
тем, как всё происходит, у меня не будет необходимости возвращаться
сюда
в соответствии с условиями контракта. Но если и они будут
удовлетворены, и мне всё понравится – почему бы нам не поговорить и не
продлить отношения?
Я не собирался извлечь из моей российской поездки как можно больше
выгоды. Мне не нужно было подписать долгосрочный контракт,
гарантировать себе тем самым максимум денег. Я хотел приехать
тренировать, а они были очень благородны и щедры. Что ж, посмотрим, как
всё сложится. — В России любого именитого иностранца, приезжающего сюда работать, подозревают в гонке за деньгами. —
Мне платят очень хорошо, не буду скрывать. Но я в своей жизни ничего
не делал ради денег. Если бы я не хотел той или иной работы, если бы не
считал, что это будет хорошо для меня и моей семьи, то никакая зарплата
не заставила бы меня принять её. Нигде больше у меня не было бы
возможности заниматься профессиональной тренерской деятельностью на
высшем уровне, управлять по-настоящему талантливыми хоккеистами,
получать серьёзные деньги – и всё это не в НХЛ. Далеко не факт, что у
меня когда-нибудь ещё появилась бы еще одна такая возможность. В других лигах тоже есть отдельные хорошие хоккеисты. Но помимо НХЛ
только Россия может предоставить шанс работать в общей среде классных
хоккеистов и тренеров и к тому же зарабатывать деньги адекватные
энхаэловским. Во всём этом есть смысл. — Не буду спрашивать о суммах, но можете сопоставить ваш контракт с "Металлургом" и то, что вы получали в "Каролине"? — Мой труд оплачивается очень хорошо. Как там, так и здесь. —
Дэйв Кинг рассказал в своей книге, что сразу после подписания контракта
с "Металлургом" ему налили стакан водки и не выпить его не было никакой
возможности. С вами подобное тоже произошло? — Нет. Хотя гостеприимство здесь – просто фантастическое. "ЖЕЛАЮ "ЛОКОМОТИВУ" ВЫИГРЫВАТЬ ВСЕ МАТЧИ. КРОМЕ ТЕХ, ЧТО ПРОТИВ НАС" — Собираетесь посетить детскую школу "Металлурга", воспитавшую того же Малкина?
— Да, и вообще хочу максимально, насколько возможно, быть
задействованным в юношеских программах "Металлурга". Это интересно и
важно – наблюдать за всеми возможными тренировками. Кстати,
великолепная
вещь на предсезонных турнирах в России заключается в том, что ты можешь
наблюдать за занятиями других команд. ВНХЛ такое даже представить немыслимо. —
Невозможно представить и то, какие эмоции испытывает Том Роу, глядя на
то, что происходит в Ярославле в эти дни: приближается годовщина
трагедии в аэропорту "Туношна"… —
Это так. Том – человек с большой душой и сердцем, и мне он кажется
идеальной фигурой для этой работы. Он знал некоторых погибших. И я знал
– например, Йозеф Вашичек играл в нашей "Каролине", когда она в 2002
году вышла в финал Кубка Стэнли. Пересекались и с другими…
Возвращение "Локомотива" в КХЛ– сверхэмоциональная ситуация. Причём
она будет таковой на протяжении всего сезона. Желаю им выигрывать все
матчи… Кроме тех, что против нас, естественно. —
Уверен, что, получив предложение из "Магнитки", вы хотя бы чуть-чуть,
но думали на тему безопасности, авиаперелётов и тому подобное. — (Вздыхает и говорит медленно, подбирая слова).
Да, думал. Ведь случившееся в Ярославле – жуткая трагедия. Но,
понимаете, мы попросту не имеем права жить с мыслью о плохом. Нельзя
сидеть и бояться, что нечто подобное может повториться. Потому что как
тогда жить нормальной жизнью? Причём везде – в России, Канаде, Америке,
да где угодно. Мы
ведь каждый день выходим из дома, садимся за руль, постоянно летаем. У
нас активная профессия, которая предполагает массу переездов и
перелётов. На протяжении последних 18 лет я летаю два-три дня в неделю
туда-обратно. То есть выходит практически по полёту
в день. Это неотъемлемая часть моей жизни. И я, очень переживая за
жертв ярославской трагедии и их родных, не перевожу эти чувства в страх
перед другими перелётами. Мы должны жить дальше.
— Удовлетворены качеством тех самолётов в России, на которых вам пока доводилось летать?
— У меня пока вообще ни к чему нет претензий! В первую очередь я
доволен нашим дворцом в Магнитогорске, его содержимым. Здесь есть всё,
что нужно для качественной и профессиональной работы. Два доктора,
непосредственно работающих с командой, тщательнейшая забота о здоровье
игроков. По сравнению с тем временем, когда я уезжал из Северной
Америки, у меня больше нет никаких опасений: я вижу, что для хоккеистов
здесь делается всё. Конечно, всегда нужно пытаться стать лучше. Любой
организации есть в чём прибавлять. Но в "Металлурге" есть искренняя
заинтересованность в том, чтобы всё делать правильно.
"РУССКИЕ ВООБЩЕ НЕ ЖАЛУЮТСЯ!" — А в чём надо прибавлять? — Хороший вопрос. И я задаю его себе каждый день, потому что это одна из моих задач. То же самое, кстати, было и в НХЛ.
Но я убеждён: подобные моменты должны оставаться внутри организации.
Проблемы замечать и обсуждать в своём кругу нужно, чем мы ежедневно и
занимаемся. Могу сказать только о самом хоккее: полагаю, что нам нужно
прибавлять в оборонительных действиях, лучше отрабатывать в защите,
быть
внимательнее при смене звеньев. Нужно получать больше удовольствия от
черновой работы на льду. Скажу вам прямо: у нас был очень напряжённый
тренинг-кемп. Вот от него точно никто не получал удовольствия. — Слышал об этом: ряд игроков признавался, что это были самые трудные сборы за много лет.
— Скажу больше: думаю, что это самый трудный тренировочный лагерь,
через который эти парни проходили когда-либо в своей карьере. Но эти
деньки практически закончены. Настало время получать удовольствие. На
базе этой проделанной работы. —
Почему вы решили так нагрузить хоккеистов? Ведь для вас эти сборы были
в новинку: в НХЛ к сезону готовиться принято совсем иначе…
— В России начинают раньше, потому что нуждаются в том, чтобы крепко
поработать над физикой. В Северной Америке игроки тренируются сами, они
привыкли, что к началу тренинг-кемпа должны подойти в хорошей форме,
чтобы через три-четыре недели без раскачки войти в сезон. Здесь же
ситуация несколько иная, но после первых фитнес-тестов я был убеждён:
чем насыщеннее поработаем на сборах, тем легче нам будет в сезоне.
Будучи тренером, ты всегда должен чувствовать вещи, в которых можно и
нужно прибавить. И я понял, что такими сборами можно поднять общую
функциональную планку, понимание, что такое хорошо подготовленный
хоккеист. И мы будем продолжать делать это. — Что входило в эту программу?
— И штанга, и беговая работа, которая, думаю, особенно не нравилась
игрокам. Но у меня был хороший опыт подобной подготовки в командахНХЛ
.
И хоккеисты адаптировались к этому, стали лучше. Надеюсь, в следующем
сезоне прибавят ещё. Убеждён: функциональная подготовка – вещь очень
важная. Ещё и потому что молодые хоккеисты с юного возраста будут
видеть
и понимать, какой уровень физики у них должен быть, чтобы
соответствовать требованиям первой команды. И с каждым годом станут
приезжать к началу лагеря всё более и более подготовленными.
— Как игроки реагировали на подобные нагрузки?
—
Знаете, что меня поразило? Они вообще не жалуются! Мы их жёстко
нагружаем, у всех всё болит, но никто не пытается отлынивать, ссылаться
на болячки. Пашут, сжав зубы, и не ноют. Это один из самых
положительных
сюрпризов – насколько эти парни умеют заставлять и преодолевать себя.
Такое терпение – оно и в игре непременно должно сказаться. "ЗАКАНЧИВАТЬ КУРСЫ БЫЛО НЕКОГДА – В НХЛ ШЛИ СЕЗОНЫ" — Читал, что ваша карьера хоккеиста прервалась после того, как в благотворительном матче шайба попала вам в глаз. Как это было? —
Это не совсем так. Такой случай действительно произошёл, когда мне
было 17 лет. Но я играл ещё три или четыре года. Правильнее будет
говорить, что после той травмы моя серьёзная карьера игрока, который
был
задрафтован "Филадельфией" и надеялся попасть в НХЛ, была окончена. Но в
тот момент я ещё очень хотел играть. Хотя видел уже гораздо хуже. — Правда, что у вас в правом глазу по-прежнему есть "слепое пятно", где вы ничего не видите? — Да. Но это не проблема. —
Вы работаете в НХЛ с 28 лет фактически без перерыва. Было ли у вас
время закончить тренерские курсы или всё познавали только на практике?
— Программа подготовки тренеров в Hockey Canada – федерации хоккея
Канады – была открыта примерно в то же время, когда я начал тренировать
в
НХЛ.
Я разговаривал по поводу учёбы с людьми и оттуда, и из ассоциации
хоккея США, но никаких официально защищённых тренерских степеней у меня
нет.
Потому что все курсы, которые мне предлагали, проходили посреди сезона
НХЛ, а с нашим графиком у меня не было времени даже на то, чтобы взять
пару выходных.
— Вы работали и в США, и в Канаде, два сезона возглавляя "Торонто". Разница большая?
— Да. Возглавлять "Торонто" — это нечто не похожее ни на что другое.
Величайший хоккейный медиа-рынок на планете, сравнимый, например, с
тем,
когда ты работаешь в бейсбольной команде "Нью-Йорк Янкиз". Огромное
число репортёров и телекомпаний каждый день.
— Громадное давление?
— Давление то же. Внимание куда большее. Каждое твоё действие – "под
колпаком", разбирается от и до. Нет, на скамейке "Торонто" ты не
чувствуешь себя под более серьёзным прессом, чем на лавке "Каролины"
или
той же "Магнитки". Везде хочешь одного – выиграть. Но в Торонто ты не
можешь сказать после игры, например, что "наш лучший игрок сегодня
действовал плохо". Потому что несколько следующих дней после этого
репортёры будут изводить и его, и меня, и всех остальных расспросами по
поводу этой цитаты, и это изменит атмосферу в нашей раздевалке. А тут
важен каждый нюанс.
— История, когда тренер работал бы в одной организации так долго (два периода в общей сложности 13 лет. – Прим. "Чемпионат.com"), для
НХЛ весьма редка. Из недавних примеров, кроме вас и Барри Тротца из
"Нэшвилла", трудно что-то вспомнить. Чем это можно объяснить?
— Когда я начинал, мы были неважнецкой командой. Это, кстати, было
одной из причин, почему я поначалу не хотел браться за эту работу –
путь
к тому, чтобы чего-то добиться, представлялся слишком долгим. Первые
два-три года поднимались из подвала, потом начали выходить в плей-офф и
наконец в последний год моего контракта дошли до финала Кубка Стэнли.
После этого соглашение было продлено. Словом, по времени всё
складывалось для меня очень удачно. Ещё – хорошие отношения с
владельцем
и генеральным менеджером. Они видели, сколько я работал и как вкалывали
игроки. А это влияет на отношение ко мне руководства, поскольку его
обычно предопределяет не только результат, но и самоотдача команды. В
этом же плане претензий обычно не бывало.
— Единственный раз "Каролина" выиграла Кубок Стэнли не при вас, а при Питере Лавиолетте. Что вы чувствовали в этот момент?
— Был очень рад за многих людей в клубе, с которыми я работал и кто
стал моими друзьями. До того, в 2002-м, мы подошли к такому же
достижению очень близко. Но тогда нам в финале противостоял "Детройт",
который был просто лучше нас. Думаю, из тех "красных крыльев" выйдут 10
членов Зала хоккейной славы. А за чемпионскую "Каролину" я был
действительно рад. Конечно, мне хотелось бы быть частью той победной
команды. Но кому не хотелось бы?
— С её владельцем Питером Карманосом вы по-прежнему друзья?
— О да! И с ним, и с генменеджером Джимом Рутерфордом. Последний,
кстати, задрафтовал меня аж в 1984 году. Разумеется, после двух моих
увольнений первое время мы не слишком часто разговаривали по телефону,
и
всё это было болезненно как для меня, так и для них. Но проходили
месяцы, ты играл в гольф, приходил в себя и начинал понимать, что это
бизнес, и не более того. После чего отношения восстанавливались.
НЕ ЧИТАЛ КИНГА, ЧТОБЫ НЕ СМОТРЕТЬ НА "МАГНИТКУ" ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ"
—
О том, что русские не жалуются и любые нагрузки воспринимают как
должное, писал в своей знаменитой книге и Дэйв Кинг. Вы её читали?
— Нет. А что именно он об этом писал?
— То, что игроки молчали, принимая как должное, и при тяжёлых нагрузках, и в случае неожиданных послаблений.
— Не хотелось бы создать у вас впечатления, будто они пассивно
воспринимали всё, что им говорят. Но у них есть воля к преодолению. Это
важно. Бывали случаи, когда я на четвёртом или пятом часу занятия
хотел,
чтобы они ещё прибавили. У них могло не получаться – но они пытались.
—
Признаться, здорово удивлён, что вы не читали книгу Кинга, известную на
всю Северную Америку. Мне казалось, она могла бы стать для вас этаким
подготовительным курсом лекций о Магнитогорске и "Металлурге".
— Разумеется, я знал о ней. Может быть, сделав это, был бы в чём-то
лучше подготовлен. Но предпочёл получить исключительно собственный
опыт.
Не хотел, чтобы мой взгляд на какие-то вещи был предвзятым и я заранее
смотрел бы на "Магнитку" чужими глазами. Я стремился читать
Магнитогорск
с чистого листа.
— Лично с Кингом тоже не общались?
— Да, и по той же причине. Я разговаривал с целой группой тренеров НХЛ о
размере катков, о том, как это меняет игру. Но с точки зрения культуры,
людей, жизни не хотел ни с кем беседовать. Желал всё познать сам.
Взять, например, еду. Да последние шесть недель я питаюсь лучше, чем
предыдущие пять лет! У меня нет никакого фаст-фуда в номере, я встаю в
семь утра и не ем ничего, потому что на арене трижды в день получаю
набор фантастических блюд.
Питание здесь – один из величайших сюрпризов. — Сами, кстати, книгу, подобно Кингу, после возвращения за океан писать не собираетесь? —
Один мой приятель-журналист посоветовал вести записи. И это
действительно надо, потому что масса интереснейшего опыта, который у
меня здесь есть, не должна навсегда выпасть из памяти. Но всё это –
только для себя. А книгу писать не собираюсь — лучше почитаю других. Не
хочу и чтобы моя собственная жизнь распахивалась для чужих взглядов, и
чтобы кто-то счёл мои размышления на ту или иную тему за неуважение к
культуре и стране, в которой мне действительно интересно. Всегда, в
любом месте и любых условиях ты находишь какие-то плюсы и минусы, но не
считаю нужным выставлять всё это напоказ. Люди, с которыми я работаю,
относятся ко мне просто фантастически. Да, они другие – но именно
поэтому я здесь. — Многие ли вокруг вас говорят по-английски?
— Помню, мы в Северной Америке думали о европейцах, что они понимают
больше, чем делают вид. С несколько негативным оттенком. Но это
действительно так. Людям некомфортно говорить на языке, на котором они
не могут самовыразиться. Я вот уже знаю слов 15 по-русски, но не всегда
хочу использовать их, поскольку не желаю попасть впросак.
Пытаюсь учить и начал с алфавита, чтобы хотя бы иметь возможность
читать
указатели на дорогах, названия магазинов… Когда ездим, всё время
спрашиваю – а что это значит, а что это? Но здесь достаточно
английского. Вся тренерская жизнь в течение сезона связана с катком. В
клубе работает Игорь (Муравьёв, переводивший и Кингу. – Прим. "Чемпионат.com"),
который помогает за пределами льда. Большинство игроков хоть как-то, но
английский понимают. Короткие простые фразы доступны практически всем. — Свободный английский – только у Твердовского?
— Да, с ним беседую, как сейчас с вами. Но вполне прилично говорят и
Энвер Лисин, и Дмитрий Казионов, и ещё некоторые игроки. И, разумеется,
легионеры. "ПОМНЮ КОВАЛЕНКО КАК ОЧЕНЬ ЧЕСТНОГО ПАРНЯ" —
В НХЛ вы тренировали массу россиян – Николишина, Коваленко, Д. Маркова,
Самсонова, Бабчука и других. Их менталитет чем-то отличался от других? —
Знаете, после месяца работы здесь я начал понимать о хоккеистах из
России те вещи, которые сводили меня с ума в НХЛ. Техника их владения
шайбой – это какая-то фантастика. Но она эффективна именно на больших
площадках, а на узких катках определённых вещей себе позволять просто
нельзя. Однако там они всё равно пытались это делать.
И только здесь, увидев всю картину, я понял почему. Эти парни же всю
жизнь, с самого детства играли в такой и только такой хоккей! Так
почему, переехав за океан, они должны моментально перестроиться?
Поработав не с отдельными игроками, а с большой группой отличных
российских хоккеистов, я ощутил, что их манера игры заложена у них в
подсознании, и когда в НХЛ просишь их о чём-то другом, то они не
выполняют это не из-за недисциплинированности или невнимательности. Это
получается у них на автомате. Что же касается тех ребят, с которыми я
работал в "Каролине" и "Торонто", то это хорошие парни. И их любили
одноклубники. — Николишин после подписания первого
контракта с "Хартфордом" приехал летом в Москву – и на него "наехали"
бандиты, потребовавшие у него денег. Более того, проблема всерьёз была
решена только спустя год, когда пришлось проводить спецоперацию ФСБ, а
самого хоккеиста эвакуировали в безопасное место. Он вам об этом не
рассказывал? — Нет. Большинство игроков о таких вещах
говорили очень неохотно. Но подобные истории были в ходу 15-20 лет
назад, а сейчас ничего этого нет, хотя у некоторых иностранцев по
инерции Россия продолжает ассоциироваться с ними. —
Коваленко когда-то рассказывал мне, что его отношения с руководством
"Каролины" резко ухудшились после того, как он пропустил несколько
матчей плей-офф из-за травмы колена, а затем поехал на ЧМ-2000 в
Санкт-Петербург. После этого, по его версии, клуб не сделал ему
контрактного предложения.
— Честно говоря, ту историю уже не помню. Прекрасно знаю
генменеджера
"Каролины" Джима Рутерфорда и не припоминаю, чтобы упоминание фамилии
Коваленко вызывало у него негативную реакцию. Наоборот, он просил
передать ему привет. — Знаете, что Коваленко сейчас возглавляет профсоюз хоккеистов КХЛ? — Да. Мы созванивались на прошлой неделе. Большой, сильный парень. — Удивил ли такой поворот в его судьбе?
— Мы работали на льду много лет назад, и никогда не знаешь, как
повернётся жизнь человека после окончания карьеры игрока. Андрей
производит впечатление большого работяги. А мой опыт общения с ним
говорит о том, что это очень честный парень. Рад, что он нашёл себя, и
уверен, что в новом качестве у него всё получится. — Однажды он сказал, что вы не из тех, кто разговаривает с хоккеистами слишком много. Так и есть?
— Пожалуй, сейчас общаюсь с игроками чаще, чем в те годы. Чем богаче
твой опыт, тем больше есть вещей, которыми хочешь поделиться. Будучи
молодым, ты более нетерпелив. Считаешь, что хоккеист должен тебя
выслушать и моментально сделать то, что ты просишь. С годами же
понимаешь, что нужно больше объяснять. "В СТРОИТЕЛЬСТВЕ КОМАНДЫ РАШНИКОВ "ИГРАЕТ ВДОЛГУЮ" —
Руководство "Металлурга" в это межсезонье решило пойти на достаточно
радикальное омоложение команды. Вы знали об этом, принимая команду?
— Да. Мистер Рашников очень доходчиво всё это изложил. Его цель –
выстроить коллектив, который из года в год будет претендовать на
трофей.
И сделать это правильным путем — не массовой закупкой готовых звёзд,
которые выиграют и сразу куда-то разбегутся, а последовательным и
постепенным строительством команды-победительницы.
Для него очень большую роль играют болельщики и их интересы. Он хочет
дать им, людям, десятками лет работающим на его предприятии, что-то
такое, чем можно будет гордиться. Не единовременно, а на регулярной
основе. — Но омоложение обычно значит снятие высших задач – хотя бы на какое-то время. —
Нет, ни разу я не услышал, что, будучи молодыми, мы не должны будем
выиграть. Да я бы и сам с такой постановкой вопроса не согласился.
Может, у нас нет такого количества больших имён, как у некоторых других
клубов. Значит, мы должны будем найти другие пути, чтобы побеждать. И
тут мы возвращаемся к нашему жёсткому тренинг-кемпу. Да, выиграть нам
будет не так просто, но это не означает, что мы на это не способны.
Победа остается нашей целью.
— Озвучил ли Виктор Рашников конкретную цель на сезон? —
Наша цель – выиграть Кубок. Ты по-настоящему счастлив, только когда
добился высшей задачи. В противном случае полного счастья быть не может. — Вижу, вы воплощаете в себе с североамериканский менталитет, согласно которому вторые – это лишь первые из проигравших.
— Да. Уже потом, летом, в спокойной обстановке, вы в организации можете
все спокойно проанализировать и прийти к выводу, что выступили в целом
удачно. Сейчас не выиграли, но заложили основу для того, чтобы победить
в
следующем сезоне. Но быть довольным сразу после того, как итоговая
победа не одержана – нет, это не мое.
У нас много талантливых молодых ребят, которые мне очень нравятся. На
мемориале Ромазана они забивали не только за "Металлург", но и за
Romazan Team. У нас будут взлёты и падения, мы не будем тотально
доминировать в этой лиге, которая
для этого слишком хороша. Но повторяю, наша цель – выстроить
команду-победительницу. —
И в Челябинске, и в Магнитогорске вы обыграли "Трактор" с его молодым
лидером Евгением Кузнецовым. О нём много говорят в Северной Америке?
— И Рутерфорд, и я прекрасно знаем, что это очень хороший игрок. Как и
болельщики "Вашингтона", с чьего сайта его имя практически не исчезает.
Они пытаются наблюдать за его игрой в России, насколько это возможно.
Безусловно, это одаренный молодой человек, который должен стать звездой
НХЛ, если решит туда поехать. Но не надо забывать, что парень очень
молод и всё ещё находится в стадии становления. "РАД, ЧТО "КАРОЛИНА" ПОМОГЛА ФЕДОРОВУ СТАТЬ БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ" —
В межсезонье "Металлург" покинули такие мастера, как Сергей Фёдоров,
Даниил Марков, Максим Сушинский. Это большие потери для команды?
Предпочли бы вы, чтобы они оставались в "Магнитке"?
— Это большие имена. Помню, что Фёдоров был на льду, когда в третьем
матче финала Кубка Стэнли 2002 года "Детройт" сравнял счёт на последних
секундах основного времени встречи с "Каролиной". И тем самым перевёл
встречу в овертайм, в итоге проигранный нами после гола Игоря
Ларионова.
Поэтому я по-прежнему Фёдоровым недоволен (усмехается). Но какой это был игрок!
А ответ на ваш вопрос — не
знаю. Понятно, что опыт ветеранов придаёт командам тот эффект
лидерства, который нужен в решающих матчах. И это трудно чем-то
заменить. Но повторяю: мы попытаемся выстроить здесь "долгоиграющего"
претендента на титул. Поэтому и было решено, что нужно идти в другом
направлении.
—
В начале 98-го года Фёдоров имел огромный шанс оказаться у вас в
"Каролине": полсезона он бастовал, но вы сделали ему умопомрачительное
предложение. После чего "Детройт" шокировал всех, повторив его и
оставив
Сергея у себя. — Да, мы помогли Фёдорову стать весьма богатым человеком (улыбается).
Имею в виду, конечно, не себя – деньги-то были не мои, а мистера
Карманоса. Мы в "Каролине" всегда считали Фёдорова замечательным
игроком. Причём в обоих концах площадки – он блестяще действовал и в
обороне, и в атаке. Постепенно прибавляя от сезона к сезону, мы
посчитали, что Сергей – как раз тот человек, который выведет нас на
новую орбиту. Но "Детройт" посчитал иначе и оказался прав, поскольку
Фёдоров в составе "Ред Уингз" взял очередной Кубок Стэнли, обыграв нас
в
финале 2002 года. — Помню, как Марков в одном из
давних интервью объяснял проблемы "Каролины", незадолго до того вас
уволившей, именно отсутствием Мориса. Дескать, поторопились расстаться
с
тренером – и теперь расплачиваются. — Спасибо ему за эти
слова. Марков – фантастический воин. Больший североамериканец, чем те,
кто взаправду вырос в Северной Америке. Речь не о том, что он любит
сбрасывать перчатки, а о том, что он обожает играть и сражаться.
Классный парень. — Он перешёл в "Витязь". Слышали об этом эксцентричном клубе?
— Да. Но я-то работаю в НХЛ с середины 90-х годов, поэтому насмотрелся
на таких парней там будь здоров. И там тоже были команды, где тафгаев
было сразу несколько. У каждого клуба – свой путь. — Знаю журналистов и болельщиков, которым в современной НХЛ не хватает этого бойцовского духа.
— Однозначно, что руководство НХЛ стремится всячески уменьшить
количество драк на льду. Думаю, этот тренд продолжится. С каждым годом
скорости в лиге возрастают, и вымирают тафгаи, которые единственное,
что
умеют, – драться. Их дни сочтены. Но пара парней, которые играют на
равных с остальными, но в любой момент способны скинуть перчатки и
качественно постоять за своих одноклубников, в каждом клубе НХЛ,
полагаю, будут всегда. "ВЕРНУСЬ ДОМОЙ ОТЧАСТИ РУССКИМ ТРЕНЕРОМ" —
Кубок Гагарина ни разу не выигрывали тренеры из дальнего, как
выражаются у нас, зарубежья. Для вас это является дополнительным
стимулом? —
У меня нет ни малейшей ревности, не говоря уже о
злости или ненависти, по отношению к русским тренерам. Я просто хочу
выигрывать – как и каждый из них. Уважаю их и вижу, что они работают
так
же изо всех сил. Да, я представляю Северную Америку, но приехал сюда в
том числе и для того, чтобы узнавать что-то новое. И, однажды уехав
домой, стать к тому времени в какой-то степени русским тренером. Здесь
есть чему учиться.
— Кстати, удивило ли вас, что российский аналог Кубка Стэнли назван в честь первого космонавта, а не кого-то из людей хоккея? —
Думал об этом не далее как вчера, узнав о кончине астронавта Нила
Армстронга, первого покорителя Луны, человека, очень почитаемого в США.
Нет, меня это не удивляет. Потому что подобные трофеи, значимые для
страны, должны быть названы в честь людей, которые многое для нее
сделали. И в том, что Кубок назван в честь Гагарина, мне кажется,
заложен особый смысл: тот, кто его выигрывает, взлетает к звёздам.
Может, и нам в конце сезона удастся это сделать? — Знакомы ли с кем-то из российских тренеров? — С некоторыми общался во время предсезонного турнира в Челябинске. И, конечно, знаю "коуча Билла" (Зинэтулу Билялетдинова. – Прим. "Чемпионат.com").
Не могу сказать, что близко, но в 90-е было время, когда он являлся
помощником главного тренера "Спрингфилда" — фарм-клуба одновременно
"Хартфорда" и "Виннипега". Помогал он там Кевину Маккарти, который
сейчас второй тренер "Филадельфии", а в своё время долго работал со
мной. Так вот, Маккарти лет 10 назад рассказал мне, что после каждой
тренировки "коуч Билл" оставлял на льду молодых хоккеистов и
дополнительно вкалывал с ними до изнеможения. Кевин удивлялся: зачем
столько? Билл отвечал с русским акцентом: "Кевин, они молодые. Они
должны учиться работать". И эти слова стали потом нашим девизом в
"Каролине". Пару раз в неделю мы оставляли молодёжь на льду и с этими
сами словами её гоняли. "Они молодые. Они должны учиться работать!". Я
видел последний чемпионат мира. Россия доминировала на нём абсолютно. И
важно, что у неё была именно командная игра, где не только творили, но
и
работали все. Ну и, конечно, Малкин… это было нечто. Он всегда обладал
феноменальной техникой. Но поразительно, что теперь он отдается игре,
как чекер из третьего-четвертого звена. Он бьется за шайбу и выгрызает
ее. На ЧМ-2010 было видно, как Евгений гордится играть за свою страну.
И, поверьте, это большая редкость – видеть игрока с талантом
подобного масштаба, который рубится с таким самоотречением. Они ведь
всё
равно наберут свои очки – за счет дара, зато избегут многочисленных
ушибов и других травм. А тут, глядя на него, у меня просто не было
слов.
— Меня поразило больше всего, что Малкин после
многих
месяцев, пропущенных из-за разрыва крестообразных связок колена,
вернулся в НХЛ ещё более сильным игроком, чем был. Как такое возможно?
— Это говорит о профессионализме и сверхусилиях, которые он вложил в
процесс реабилитации. Просто так ничего не происходит. Я большой
поклонник Малкина. — Считаете его абсолютно лучшим сегодня в НХЛ?
— В последнем сезоне он был таковым однозначно. В НХЛ есть много
классных игроков, но Кросби и Малкин, хоть и играют в одной команде,
ведут за собой эту лигу. Но Сида весь сезон мучили травмы, а Евгений
прибавил и стал сильнейшим. — Первые годы в НХЛ Овечкин считался более яркой звездой, чем Малкин. Сейчас ситуация обратная…
— "Вашингтон" прошёл через смену разных тренеров и различных стилей
игры, что могло отразиться. Тем не менее против Овечкина в любом случае
очень сложно играть. Он был моим фаворитом после того, как я побывал на
ЧМ-2005 в Австрии и понаблюдал за его игрой. Овечкин с Малкиным были
тогда совсем мальчишками – но уже производили мощнейшее впечатление.
Страсть и энтузиазм Овечкина били через край – а европейские игроки
могут похвастать этим далеко не всегда. И если некоторые люди озабочены
его игрой в последнее время, то я к их категории не отношусь.
Да, очков он набирает меньше, чем прежде, но игра состоит не только из
них. Мы всегда идеализируем снайперов, и дети растут, рассматривая как
идолов именно тех, кто поражает чужие ворота, а не совершает силовые
приёмы и бьется в углах площадки. Но для меня важно, что уровень
самоотдачи Овечкина вот в этой черновой работе на команду весьма высок.
—
Вернёмся к российским тренерам. Слышал, вас очень впечатлил уровень вашего молодого помощника Ильи Воробьёва, сына Петра Ильича.
— Так и есть. У него прекрасный английский, что помогает мне легко
доносить через него свои идеи до хоккеистов. Но дело не только в этом.
Илья – потрясающе сфокусированный на хоккее тренер. Он хочет учиться,
но
уже знает очень много. Мы с ним и Баррассо садимся за стол и обсуждаем
каждый вопрос. Нам интересно выслушивать русские идеи – что бы он
сделал
в такой ситуации, что сделал бы его отец. В Воробьёве заложен
фантастический ресурс.
Он молодой парень, но как тренер уже абсолютный профессионал. Илья
приезжает во дворец ещё затемно (как, впрочем, и остальные из нас),
делает видеонарезки, изучает каждую деталь. Уверен, что, если всё будет
в порядке, рано или поздно он станет
главным тренером в КХЛ. Его молодость не должна никого смущать (сам Морис финалистом Кубка Стэнли стал в 35 лет. – Прим. "Чемпионат.com").
Это умный человек, и, возможно, ему в чём-то поможет возможность
увидеть изнутри североамериканскую тренерскую модель, получить всю нашу
методику работы. Я был бы рад говорить по-русски, но, поскольку такой
возможности на сегодня у меня нет, присутствие рядом Ильи является для
меня огромным преимуществом. — Можете представить себя через пару лет дающим пресс-конференцию на русском?
— Буду абсолютно не против этого, поскольку для постоянной практики в
русском нам каждый раз надо будет проходить в плей-офф очень далеко (улыбается).
|
|